Трофимова Лариса Александровна.
Образование: высшее,
Московский социально-гуманитарный институт.
Учитель-логопед
Логопедическая работа в школе-интернате строится в соответствии с Рекомендациями по организации логопедической работы в специальной (коррекционном) учреждении VIII вида. (Письмо Минобразования РФ от 20.06.2002г №29/2194-6)
Специфика логопедической работы в коррекционной школе VIII вида обусловлена характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка с интеллектуальной недостаточностью, прежде всего снижением уровня развития и структурой речевого дефекта.
Основной целью логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими.
Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон, сенсорных и психических функций. Речь занимает одно из базисных положений в структуре основных познавательных процессов, уровень ее развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом.
Нарушения речи у детей с ОВЗ с большим трудом подвергаются коррекции, отчего продолжительность коррекционно-логопедической работы превышает время работы с их нормально развивающимися сверстниками. У детей с интеллектуальной недостаточностью дольше формируются те или иные речевые навыки и стереотипы. В работе малоэффективно использование самоконтроля, а также зрительного и слухового контроля за речью. Это в значительной степени отличает работу логопеда в специальной (коррекционной) школе VIII вида и ставит перед ним задачу постоянного поиска новых методических приемов работы. Нарушения звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно чаще, чем у нормальных сверстников, приводят к нарушениям чтения и письма. У обучающихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида часто встречаются нарушения звукослоговой структуры слова, выражающиеся как в пропуске или замене согласных в стечении, так и в пропуске, уподоблении и перестановке слогов, частые замены букв при чтении и на письме. Очень часты замены гласных первого и второго ряда. Часто встречаются замены звонких и глухих согласных. Такие замены в сильной позиции обусловлены недостаточной сформированностью фонематического восприятия. Поэтому перед логопедом совместно с учителями начальных классов стоит задача: развивать фонематическое восприятие детей и учить их различать звуки, определять позиции звуков в словах. Специфический характер носят ошибки при чтении. Это стойкие ошибки, требующие специальной коррекционной работы. Это фонематическая дислексия (нарушение формирования фонематического анализа и синтеза), семантическая дислексия (механическое чтение, где смысл прочитанного не усвоен), оптическая дислексия, мнестическая , когда дети не запоминают какая буква соответствует тому или иному звуку.
Занятия логопеда посещают обучающиеся 1-7 классов. Группы комплектуются в первые две недели сентября по результатам обследования обучающихся каждого класса.
Работа логопеда ведется по нескольким направлениям:
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие артикуляторной моторики и мимики.
- Коррекция звукопроизношения.
- Коррекция слоговой структуры слова.
- Обогащение словарного запаса.
- Коррекция грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Коррекция нарушений письма.
- Развитие внимания, памяти, восприятия, эмоционально-волевой сферы.